Евгений Никонов — о третьей волне коронавируса в Хабаровском крае
Справиться с коронавирусом можно коллективным иммунитетом, однако для этого более 60 % населения должны быть или недавно переболевшими, или провакцинированными. Будет ли третья волна коронавируса? Насколько вероятна обязательная вакцинация в Хабаровском крае? Ответы на все вопросы — в беседе с заместителем председателя правительства региона по социальным вопросам Евгением Никоновым.
— В Бурятии с 27 июня начался локдаун. Насколько вероятно, что в Хабаровском крае произойдёт такая же ситуация?
— С 23 июня руководитель региона подписал распоряжение о запрете массовых мероприятий с количеством участников более 100 человек. Это одна из превентивных мер, которая должна приостановить тот скачкообразный рост, который у нас проявляется в последнее время. Принято решение о переводе на дистант пенсионеров, беременных женщин. Кроме того, введены определённые меры, ограничивающие въезд на северные территории граждан, у которых нет отрицательного ПЦР-теста, а для вахтовиков — сертификата о прохождении вакцинации.
Динамика последней недели показывает, что жители Хабаровского края уже начинают осознавать всю серьёзность ситуации, и они активно пошли вакцинироваться.
— Вакцинация — единственный путь для того, чтобы победить пандемию?
— Конечно. Это классическая вирусная инфекция, а для лечения инфекции вакцина — это единственный надёжный метод профилактики.
— Нехватка вакцин. Почему она возникает и что с этим делать?
— Иногда бывает так, что на одной неделе придет 6000 вакцин, на другой 5000, и, естественно, определённые сложности с этим есть. Мы же должны их отправить ещё и в другие районы края. Всё зависит от того, какое решение принимает министерство здравоохранения России по распределению вакцин.
— Многие жалуются на большую трату времени из-за очередей и длительности процедуры. Получится ли увеличить скорость вакцинирования населения?
— Мы проводим регулярный хронометраж пунктов вакцинирования. Да, иногда, бывает, что стоит подождать 20-30 минут, после чего — 10 минут осмотр врача, буквально минута — введение вакцины, и ещё полчаса стоит побыть [в пункте] с целью наблюдения. Всё должно укладываться в пределах часа. Если у людей есть ощущение, что вакцинирование должно проходить в пределах трёх минут, то нет, так нигде не получается, ни в одной стране мира. Есть часы пиковых нагрузок. С учётом выявленных обстоятельств мы уже обратились к нашим волонтёрам-медикам, и они будут нам помогать в пунктах вакцинации.
— Почему вакцины «Спутник V» приходит в разы больше, чем «КовиВака» и «ЭпиВакКороны»?
— «Спутник V» был синтезирован гораздо раньше, заказы на его производство размещены на десятках различных площадок, он производится разными компаниями, и по нему — самая отработанная, самая быстрая технология. Все три вакцины разрешены Минздравом РФ, имеют необходимые регистрационные удостоверения и, соответственно, все три имеют право на использование. У них у всех сопоставимые показатели эффективности.
— Президент поставил задачу: к осени сформировать коллективный иммунитет. Насколько реально добиться 60 процентов вакцинированных в Хабаровском крае к осеннему периоду этого года?
— На мой взгляд, это нереально. При имеющихся темпах вакцинации мы сможем достигнуть данного значения только к концу 2022 года. Нам необходимо привить 613 тысяч человек.
— Возможно ли повторное заболевание коронавирусной инфекцией после вакцинирования?
— Анна Валерьевна Кузнецова, главный инфекционист, села со всеми медицинскими картами и проработала всю базу вакцинированных пациентов в крае.
Из 143 тысяч человек повторно заболели 560 человек — это меньше, чем 0,4 %. Причём никто из них не заболел тяжело. Поэтому вакцина не просто спасает — она защищает, и очень надёжно.
— Не опасны ли люди, прошедшие вакцинирование?
— Если вы вакцинировались первой дозой, то в период первых двух недель антитела только вырабатываются. В эти первые недели вы сами можете заразиться от кого-то, кто имеет коронавирусную инфекцию. И тогда получится так, что вы и получили вакцину, и инфицировались от того пациента, у которого эта инфекции есть. Протекать это будет так, будто у вас нет вакцины. Поэтому мы всем, кто вакцинируется, говорим, что первые две недели до второй инъекции нужно очень тщательно соблюдать масочный режим. Соответственно, если контакт с инфекционным агентом происходит по истечении трёх недель после первой или после второй инъекции, то вы, в принципе, защищены. А сама вакцина не принесла в вас никакого вируса.
— Почему пропадают антитела через полгода и необходима ли ревакцинация?
— По разным инфекциям есть свой период циркулирования антител. В отношении коронавирусной инфекции мы видим, что эффективный титр антител — защищающий, то есть это специальный титр вируснейтрализующих антител — сохраняется около года. После чего уже стоит проходить ревакцинацию.
— Есть ли противопоказания к вакцинации?
— Противопоказания к вакцинации следующие: пока не получено разрешение на использование вакцины для детей, до 18 лет она противопоказана. Также разрешение не получено для беременных и кормящих женщин, но в ближайшее время эта ситуация будет разрешена. Ещё одно противопоказание — выраженная аллергическая реакция. То есть в момент, когда человеку нужно ввести вакцину, главное — чтоб у человека не было крапивницы или других тяжёлых аллергических состояний, которые могут повлиять на то, как человек будет переносить вакцинацию.
— Доказано ли влияние на репродуктивную функцию?
— Все вакцины, любые лекарственные препараты перед регистрацией проходят соответствующие исследования. Покакано, что такого влияния нет.
Поэтому ни на репродуктивную, ни на эректильную функцию вакцины влияния не оказывают.
— Можно ли сейчас делать какой-нибудь прогноз, в каких условиях и с какими ограничениями мы можем оказаться через месяц?
— Прогноз зависит только от того, как мы будем вакцинироваться. Если с вакцинацией всё будет неплохо, то нам удастся избежать всех локдаунов и проблем с этим. Если мы не будем вакцинироваться эффективно и быстро, то, конечно, ситуация будет не самая лучшая. Я не могу сказать, что вакцинация обязательная — она необходимая для населения. Однако та динамика, которая есть, позволяет надеяться, что мы эту ситуацию избежим.
Материал подготовила Полина Федоркина.