«На аналитику не нужно жалеть деньги»: Андрей Веретенников — о бизнесе по франшизе на Дальнем Востоке
Телеканал «Хабаровск» публикует частичную расшифровку первого интервью про особенности развития бизнеса по франшизе на Дальнем Востоке. Гость проекта «Смотри Хабаровск», председатель городского Совета по предпринимательству, председатель Ассоциации рестораторов Хабаровска Андрей Веретенников рассказал о том, на что нужно обращать внимание начинающим франчайзи и почему аналитическое исследование перед построением бизнес-плана проводить обязательно.
— Когда в гугле пишешь «франшиза это», то один из вариантов, который предлагает поисковик — «франшиза это развод». Почему складывается такое мнение, от кого оно идёт, от кого оно транслируется? От тех, кто прогорел на этом? Это какие-то неопытные предприниматели?
— Я не знаю, каким браузером вы пользуетесь. Потому что, если ввести слово «франшиза», там будет первое, что написано — это «упакованная бизнес-модель». От кого это идёт? Это, наверное, идёт от тех, кто уже приобретал франшизу, и в большей мере от тех, кто приобрёл франшизу и потом после этого сделал что-то своё. Потому что франшиза в основном — это, как я сказал, упакованная бизнес-модель: она нужна тем, кто не знает, что делать. То есть [в ней] прописаны все различные параметры, от мебели до ремонта, заканчивая самой организацией [процесса].
— То есть, условно, это как в песочнице: ты взял формочку, набрал туда ресурсов, оформил это всё — и вот, у тебя оно готовое. Но есть люди, которые как будто бы обжигались: 9 из 10 стартапов закрываются в первый год. С франшизами такая же история?
— Смотрите, это всё зависит от контракта. Франшиза — это не обыкновенная история. Нельзя её взять и чуть позже вернуть. Это контракт, это регистрация на портале франшизы — в зависимости от того, что вы хотите: либо иметь франшизу на территории Российской Федерации, либо только в регионе — например, только в Хабаровске. Это всё обуславливается прямо в контракте. Многие наши коллеги берут франшизу именно тогда, когда есть деньги, есть возможность. В Хабаровске часто получается, что можно взять помещение — и вот нужна уже готовая бизнес-модель. Но в деньгах не всегда это выгодно, особенно если мы берём западную либо иностранную франшизу. Есть очень много обязательных вещей, которые необходимо соблюдать. Это дополнительные затраты, которые, может, даже не всегда актуальны для нашего дальневосточного региона. У нас, знаете, есть какие-то свои особенности, в том числе [связанные] с культурой, образованием или чем-то ещё. А контракт франшизы всегда обязывает выполнять определённые условия и нести затраты. Например, 50 штендеров [размером] 6 на 3 в Центральном районе Хабаровска абсолютно никому не нужны — а это предусмотрено по контракту.
— То есть часто она масштабируется без учёта региональной какой-то специфики?
— К сожалению, да.
— Получается, франшиза — это больше для начинающих предпринимателей. Она как подушка безопасности, чтобы своих ошибок не допускать, чтобы действовать уже по разработанной схеме. Как вы считаете, это действительно так или здесь есть всё-таки свои подводные камни?
— Да нет, здесь на самом деле всё очень правильно. Вопрос только в том, сколько вы вложили в эту франшизу и какие условия написаны в контракте. К сожалению, есть такие случаи, когда хабаровчане могут взять западную франшизу без аналитики территории: нужна ли она, какой вид [бизнеса] нужен. Но если мы обсуждаем индустрию гостеприимства, то вот с этим бывают проблемы. Во многих контрактах прописаны условия, за которые отвечают именно те люди, которые вам франшизу и продают.
— Мы перед эфиром в редакции обсуждали: франшиза или всё-таки свой бизнес? И решили, что смотря какую франшизу ты берёшь, смотря какой продукт продвигаешь. Смотря на каком этапе маркетинговой жизни находится продукт: вдруг ты покупаешь то, что через год будет не актуально. И, мне кажется, вот такие люди, которые просто без анализа берут нахрапом — они потом и пишут, что франшиза — это развод. Вы говорите, что есть специфика региональная, есть специфика Хабаровска. На какие нюансы стоит обратить внимание — например, внутри договора — из тех, что вроде не мелким шрифтом, вроде и по-русски, но для новичка непонятны?
— Есть франшизы, которые работают только в городах-миллионниках. И когда мы говорим о Хабаровске, где в зависимости от сезона находится одновременно 600-800 тысяч человек, то здесь франшиза может не сработать. Потому что для окупаемости необходима та самая проходимость, которая написана в этой франшизе. Когда хабаровчанин покупает франшизу, он уверен в этих товарооборотах, уверен в том, что он завтра заплатит деньги своим сотрудникам. Он уверен в том, что его продукт, в том числе и локальный, будет бесперебойно ему поставляться. Но здесь могут возникнуть проблемы. Одно дело, когда ты берешь франшизу какого-нибудь фастфуда — и тебе замороженные котлеты и булочки со везут с Новосибирска (в лучшем случае, в худшем — с Москвы). Тут, может, вы подстрахованы. Но когда это локальный продукт, то здесь могут возникнуть проблемы.
— Раз мы о фастфуде заговорили: «Макдональдс» собирается зайти в Хабаровск. Планируется, что он будет в «Броско молле». Ни для кого не секрет, что их основные опорные точки всегда возле метро. А у нас планируют в торговом центре. Нормально это или нет, по вашим ощущениям?
— Пока про «Макдональдс» говорить не стоит, всё-таки «Макдональдс» — это фастфуд номер один. После него идёт компания «Бургер Кинг», потом — KFC. И вот KFC тоже никогда бы в жизни не зашёл на Дальний Восток: амбиции позволяли когда-то. Но, как только был насыщен западный рынок, они пошли по регионам. Сейчас такая же история с «Бургер Кингом»: всего одно предприятие находится во Владивостоке. Они пока не перешли в Хабаровск: он пока с этим количеством людей, с этой проходимостью им не интересен. А что касается «Макдональдса» — будем ждать. Но одни из условий — как я помню — город-миллионник, метро и всё остальное через запятую.
— И всё-таки как адаптировать западные франшизы именно для развития на Дальнем Востоке? Есть ли какие-то модели?
— Всегда есть два выхода. Когда вы становитесь франчайзи — то есть тем, кто берёт франшизу — вы либо проводите аналитику сами за свои деньги, либо это предусмотрено контрактом. Тогда приезжают западные коллеги, анализируют рынок, анализируют территорию — и всё это прописывается. Они должны за это тоже нести ответственность. Это очень важно, потому что получается так, что мы вкладываем деньги во франшизу, мы верим в этот бренд, но он не срабатывает на этой территории. Хотя вроде бы на западе стоят очереди.
— Сколько может стоить исследовать рынок в Хабаровске в определённой сфере?
— Мы знаем исследования, которые стоят около 100 тысяч, и знаем исследования, которые стоят более 20 миллионов. Это обусловлено тем, что, когда вы хотите открыть сеть, многие инвесторы именно таким образом хотят заполнить все кластеры Хабаровского края (или только города Хабаровска) по районам, и они в это вкладываются. Даже если они не зайдут со своей франшизой, не зайдут со своим брендом, они могут потом аналитику продать. И эта аналитика работает. Не нужно жалеть на это деньги.