Особое искусство: художники с аутизмом
Все художники — особенные. Но есть те, кто выделяется гораздо сильнее. Люди с аутизмом добиваются высоких достижений в искусстве. В Хабаровске начали это развивать.
Один из самых известных музыкантов 80-х — Лесли Лемке. У него аутизм, ДЦП, он ничего не видит. Стоять парень научился в 12 лет, ходить — в 15. Однажды ночью его приёмная мать проснулась от звуков фортепиано. Оказалось, что это 16-летний Лесли впервые сел за инструмент. Накануне по телевизору он услышал «Первый концерт» Чайковского. И повторил его без единой ошибки.
«Вот мы живём с вами как в коридоре, правильно: это нельзя, другое можно. А у них нет преград. ... Как знать. На мой взгляд, надо давать возможность выражать свои способности, а учёным изучать, а специалистам совершенствовать методики обучения», — говорит Наталья Евтеева, руководитель ресурсного центра для детей с РАС и ТМНР.
Всю жизнь проработавшая с нормально развивающимися детьми, Елена Пантелеева решила уйти из системы. Ей стало обидно, что не таким как все детям — пока не находится там места. Между тем, среди аутистов — много самородков.
«Они меня понимают, как нужно рисовать. Что такое, я работала с нормотипичными детьми. И объясняешь, что нужно, чтобы было гладко, без дырочек — там и через 10, и через полгода и через год бывало всё, было не аккуратно. Здесь очень быстро схватывают. Потому что это то, что их интересует», — рассказывает Елена Пантелеева, педагог.
Как нарисовать план ближний и соотнести его с дальним. Простые законы изобразительного искусства дети с аутизмом усваивают в десятки раз быстрее обычных детей. Нормотипичных ребят интересует всё и сразу. Они могут сегодня интересоваться машинами, на другой день самолетами. А интерес у этих ребят держится до полугода. Он основан на страхах и самых ярких впечатлениях.
«Вот допустим, Саша. Они в школе проходили правила дорожного движения. И вот он в своих рисунках обязательно где-нибудь вот этот светофор, который помощник, который учит правильно переходить через дорогу, он обязательно его нарисует», — продолжает Елена Пантелеева.
В этом году ресурсный центр для детей с аутизмом и тяжелыми нарушениями объявил конкурс для всех особенных художников региона. Чтобы поучаствовать смогли как можно больше ребят, им выслали творческие наборы с материалами для рисования. 150 наборов закупили на деньги президентского гранта.
Детские рисунки здесь же в центре превращают в авторские вещи. Для практически не говорящей Алисы рисование — это способ рассказать, что с ней случилось и что именно она по этому поводу чувствует. Был меловой рисунок, стала дизайнерская футболка.
Сувениры создают тоже воспитанники центра. Для старших ребят это занятость и ещё одна возможность реализоваться. Особенные дизайнеры готовы делать вещи на заказ. Всю прибыль они направляют на своё же творчество.
Более подробно — в видеоматериале съёмочной группы телеканала «Хабаровск».