Валентин Писарев: хороший хоккеист всегда видит блондинку во втором ряду
Телеканал «Хабаровск» представляет текстовую версию интервью тренера вратарей команды «Амур ЮХЛ» Валентина Писарева программе «Территория тигров» (эфир от 17 декабря 2019 года).
Хоккей пришёл в мою жизнь, пожалуй, в 1979 году. Причём с первого раза пройти отбор, который раньше был во всех школах, не получилось. Это было в Хабаровске, куда мы переехали в 1978 из Москвы, так как отец был военным. Сначала в дворовой секции занимался, которая находилась, если мне память не изменяет, на улице Дзержинского. Там не только хоккей был, разные виды спорта.
В наше время родители в меньшей степени что-то там советовали, предлагали. Скорее, именно предлагали, наверное, а выбор, к счастью, делали мы сами. Сейчас, к сожалению, по-другому. Это ликвидировать не получится, этих родителей, к сожалению. Но стоит упорядочить что-то, сделать менее доступным контакт родителей с ребёнком во время тренировочных занятий. Они на самом деле только мешают усвоению материала. Моё мнение: если родитель принял решение отдать ребёнка в то или иное спортивное заведение, значит, он уже заведомо изучил тренерско-преподавательский состав, то есть он доверяет своего ребёнка тренеру. А раз доверяет, то нужно выполнять существующие условия и требования к проведению занятий.
Мы если плохо играли, то, действительно, было стыдно, на самом деле. Болельщики, конечно, поддерживали, но самому на душе было неприятно. Считали, что подвели людей, которые за тебя болеют. Больший был контакт с болельщиками — скажем так, почти семейные отношения. Сейчас, как мне кажется, они не такие искренние. В современном хоккее много интересных вещей есть. В том хоккее, который был в наше время, было больше человечности, каких-то ярких моментов, прямолинейности, было больше технических действий там. То есть человеческих отношений, каких-то тёплых моментов в жизни. Вот моё мнение: если бы те инновации, те технологии, которые сейчас есть, добавить к тем отношениям между тренерами и игроками, между болельщиками и игроками, всё это было бы очень здорово.
С 2000 года начал работу в клубе, точнее, в школе. В сезоне 2010/2011 годов от руководства клуба поступило предложение войти в тренерский штаб молодёжной команды «Амурские Тигры». Тогда с Михаилом Анатольевичем Комаровым, Евгением Владимировичем Кувеко мы втроём работали с этой командой. Команда, я считаю, была очень интересная. Тогда ребята были все с 1990 года рождения. В то время, помню, в состав ещё 1989 год рождения можно было брать. Тогда Саша Осипов нам очень сильно помогал, ещё ряд ребят приезжих. В общем, если болельщики помнят, полные трибуны мы собирали тогда. Интересное время было.
Также мне посчастливилось поработать в Азиатской хоккейной лиге по специальности — тренером по подготовки вратарей. Это была профессиональная команда, которая находилась в составе спортивного клуба, который объединял в себя волейбольные, футбольные, хоккейные и баскетбольные команды. Довольно интересный опыт получил, работая в иностранной лиге, поскольку команда российская была всего одна, а команды с азиатского региона — японские, корейские и китайские. Довольно неплохие условия, довольно неплохая методическая база в лице специалистов. Для молодых ребят, для детишек были созданы все условия практически — играли тогда на четырёх площадках.
Мы очень рады, что в нашем регионе наконец-то появляются конкурентоспособные школы в лице Сахалина, Ванино, Владивостока. Надеюсь, в скором будущем и Камчатский край, и Забайкальский к нам присоединятся. То есть везде школы развиваются. Из этого вытекает, что мы можем найти себе спарринг-партнёра и у себя в регионе, не выезжая, не делая дальние перелёты в центральную часть России. То есть можем приглашать их сюда, поскольку имеем такую неплохую инфраструктуру. С удовольствием к нам приезжают все команды. И мальчишки там, начиная, грубо говоря, с семи-восьмилетнего возраста, уже имеют достойного спарринг-партнёра. Это очень здорово.
С возрастом начинаешь замечать, что не успел овладеть, с возрастом почему-то хочется больше и больше узнавать. Потому что ребята молодые вокруг окружают, новые технологии какие-то, и столько интересных вещей сейчас создаётся для того, чтобы обучаться хоккею. Не хочется от этого отставать, приходится учиться. Очень нравится.
Вообще психология у вратарей в целом, конечно, отличается от полевых игроков. Просто ценность ошибки у них несоизмеримо выше, чем у полевых игроков, я считаю. И из этого складывается всё. [Поэтому им важны] нейроупражнения, которые связаны с настроем на игру, с управлением своими эмоциями во время игры. У хорошего вратаря, в первую очередь, во главу угла ставится нежелание проиграть, то есть неуступчивость. Самое главное — трудолюбие, в какой-то степени даже фанатизм.
Спортсмены и вратари, в частности, такие же люди, на всех весна влияет. Все проходят периоды становления. Я, может быть, шаблоны расскажу, но не только вратари, а любой хороший хоккеист ведёт игру, ведёт шайбу, но девушку-блондинку во втором ряду всегда видит. И хороший хоккеист, и хороший вратарь. Вот так.