Для детей-аутистов в Хабаровске разработали альтернативный язык
В Хабаровске разработали альтернативный язык для тех, кто говорить не может. Дети с аутизмом часто до очень позднего возраста не могут произносить слова. Ресурсный центр для людей с тяжёлыми множественными нарушениями развития создал технологию, с помощью которой люди с особенностями наконец-то смогут выразить свою мысль.
Карточку с доски — пора приступать к четвёртому заданию. Хотя Саша и его педагог в основном занимаются цветами и фигурами, всё же освоить сегодня они должны не геометрию. Упражнения — только предлог, чтобы научить Сашу разговаривать на языке, в котором нет букв и слов. Потому что пока между пятилетним мальчиком и его семьёй — стена непонимания.
«Он не может выразить свои желания: есть, пить, в туалет. Он не выражает это никак», — поделилась мама Саши Ольга Подус.
С этой проблемой сталкивается большинство родителей детей с аутизмом: ребята не говорят о своих потребностях. Недовольство выражают исключительно криком. Ресурсный центр уже несколько лет договаривается со своими подопечными с помощью карточной системы. Теперь они приступили к созданию так называемых коммуникативных альбомов — средства связи между миром и особенными людьми.
«Вы видите разные карточки, с помощью которых ребёнок может сигнализировать взрослому или своему товарищу-другу, чего он хочет. Например, прыгать на батуте, танцевать», — рассказал руководитель консультационно-диагностического отдела Константин Ким.
Ребёнок сможет сообщить о приступе боли и указать, где именно у него болит, что он хочет есть, как он желает провести выходные. Альбомы двух видов: для дошкольников и учеников начальных классов. К каждому маленькому альбому прилагается большой. Здесь может храниться до 1000 карточек на разные темы: еда, досуг, места в городе. Десяти занятий будет достаточно, чтобы ребёнок понял систему и наладил общение с окружающим миром.
Ребёнку бывает трудно не только озвучить свою мысль, но и понять, что ему говорит взрослый. Проблему распознавания речи помогает решить специальное оборудование. Это работает так: карточку с изображением предмета помещают в специальное окошко, взрослый записывает, как это произносится, а ребёнок прослушивает это. И таким образом связывает изображение с произношением.
Делают эти карточки сотрудники полиграфической мастерской Вениамин и Стас, тоже в ресурсном центре. Ребята с аутизмом впервые нашли своё дело: уже месяц они занимаются изготовлением коммуникационных альбомов под руководством психолога.
Альтернативный язык изучат и родители детей с аутизмом. Образовательный курс займёт около двух месяцев. Затем альбомы передадут в семьи. Карточки делают и по индивидуальным параметрам, чтобы ребёнку было проще ориентироваться среди знакомых предметов.
«Это была индивидуальная карточка "почитать книгу". Это фотография непосредственно ребёнка, который занимается. То есть он понимает, в его альбоме написано: "Я делаю то и то, затем я читаю книгу". Так формируется здоровая мотивация», — рассказал психолог Виктор Кватернюк.
Проект осуществляется на грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.