Работы из Третьяковки и Эрмитажа покажет Дальневосточный художественный музей Хабаровска
Предметы искусства, хранящиеся в фондах, смогут увидеть посетители Дальневосточного художественного музея. Обычно эти экспонаты находятся в специальных помещениях, не предназначенных для экскурсий. Теперь часть из них представлена на выставке.
В фондах ДВХМ хранится около 17 тысяч экспонатов. При этом лишь 300 из них можно увидеть на постоянных выставках, ещё примерно 600 — на временных. Так происходит из-за того, что помещений музея для таких объёмов недостаточно, а также из-за небольшого штата сотрудников. Например, хранителей всего четверо, тогда как по нормативам их должно быть в три раза больше.
Хранители фондов сейчас готовятся к новой выставке: отбирают экспонаты, делают каталог, проводят исследовательскую работу. Всё это — в тесных помещениях. Год от года количество единиц хранения растёт, а места больше не становится.
«Очень большая скученность. Если раньше мы водили какие-то экскурсии в фондах, то теперь не можем этого делать, чтобы не навредить сохранности наших работ», — поделилась главный хранитель Дальневосточного художественного музея Светлана Жук.
Тем не менее, увидеть сокровища фонда у хабаровчан всё равно получится. С середины сентября экспонаты выставляются в зале художественного музея на первом этаже.
Выставленные предметы искусства созданы в разные эпохи, начиная с периода позднего Ренессанса и заканчивая XX веком. Большинство из них привезли из Эрмитажа в 1931 году, когда был открыт Дальневосточный художественный музей. Есть работа и из Третьяковской галереи — богоматерь с младенцем Якова Капкова.
«Это художник, который при жизни не испытал популярности, всё время жил в нищете. Но Третьяков отметил его в последних работах. Он даже закупил три работы из его мастерской», — рассказала Светлана Жук.
Чтобы показать хотя бы малую часть фондов, время от времени экспонаты на выставке будут менять. Помимо просветительской задачи, такие экспозиции несут ещё один важный смысл: хранители фондов привлекают внимание общественности и ответственных структур к проблеме помещения, мало подходящего для музея. Музей занял здание бывшего офицерского собрания на Шевченко, 7 в 1992 году. Оно никогда не было предназначено для хранения предметов искусства.
«Мы тогда ещё не могли установить автоматическое пожаротушение. Это очень важно для музея. У нас нет искусственного климата, где мы могли бы задать определённую температуру хранения. На сегодняшний день у нас 56-57 процентов влажности и в фондах, и в залах музея. Поэтому это всё идёт в нормах. Но чтобы регулировать с помощью техники, чтобы были какие-то специальные внутренние кондиционеры, как в Русском музее, в Эрмитаже — такого у нас нет», — объяснила Светлана Жук.