Социальная транспортная карта: судьба краевого проекта в Хабаровске до сих пор не решена
Краевой проект «Социальная транспортная карта» должен был заработать в Хабаровске ещё 1 июня прошлого года. По нему региональные и федеральные льготники — пенсионеры, ветераны, инвалиды и участники Великой Отечественной войны могли написать заявление в Минсоцзащиты и получить специальную транспортную карту, с лимитом 1000 или 300 рублей на месяц.
Но до сих пор льготная категория граждан не может в полной мере воспользоваться своим правом бесплатного проезда в общественном транспорте — краевые власти и перевозчики никак не договорятся о том, как реализовать проект. Его судьбу должен решить суд: на днях Хабаровское УФАС подало кассационный иск на министерство социальной защиты края.
Сегодня социальной транспортной картой можно рассчитаться за проезд лишь в нескольких автобусах. И для этого у кондукторов и водителей должен быть на руках ещё один терминал. Но экипажи категорически против нового устройства — ведь сумка кондуктора, например, к концу смены весит до 8 килограммов.
В Хабаровском крае порядка 400 тысяч региональных и федеральных льготников. Больше половины проживает в столицы региона. Социальные транспортные карты начали оформлять в мае прошлого года. За это время правом льготного проезда воспользовалась едва ли десятая часть.
«В крае социальную транспортную карту получило у нас 15 тысяч человек, большинство из них — это федеральные льготники, порядка 88 % от общего числа. В городе Хабаровске получили социальную транспортную карту 10 тысяч человек, так же основная масса — это федеральные льготники», — рассказала начальник отдела министерства социальной защиты Хабаровского края Ольга Кользун.
Согласно одному из условий технического задания, краевой оператор, который выиграл в апреле конкурс, должен был интегрироваться в действующую систему городских терминалов. Но до сих пор не сделал этого и предложил решить проблему за счёт установки в автобусах вторых валидаторов, которые читали бы социальную транспортную карту.
«Третьей стороне было рекомендовано сделать интеграцию в программу для перевозчиков. Почему это не было сделано? Почему самый важный, самый главный пункт не был предусмотрен? Для меня остается это загадкой. Наверное, так же, как и для ассоциации перевозчиков», — поделился руководитель общественной организации «Дело жизни» Андрей Никонов.
Пока из 37 хабаровских перевозчиков лишь двое заключили договор с краевым оператором и министерством социальной защиты края. Перевозчик Елена Шадуя неоднократно высказывалась против установки вторых валидаторов. Минсоцзащиты настаивало: сначала попробуйте, потом говорите. Предприниматель заключила трёхсторонний договор на 88-м маршруте. И теперь может утверждать совершенно определённо: конечно, это не удобно.
«Вот так выглядит сейчас эта система: она включает в себя три аппарата, два из которых не могут работать один друг без друга, потому что один выдает чек, другой нужен, чтобы нажать на определенную кнопочку, и этот чек вышел. При этом терминал до сих пор не принимает банковские карты», — рассказала она.
Пока водитель справляется — пассажиропоток на маршруте невелик. За две недели на 88-ом за проезд социальной транспортной картой рассчиталось только три человека. Но если осенью число льготников вырастет кратно, придётся что-то решать.
«Мы сейчас работаем с тремя системами. Если будет большой наплыв, водители будут [рассчитывать людей] и это будет угрожать безопасности движения, то нам придётся отказаться от системы, которую предложили социальные транспортные карты», — отметила Елена Шадуя.
Министерство социальной защиты взяло на себя оплату комиссии за обслуживание социальной транспортной карты, которую перевозчики должны оператору. Но почему-то не рассмотрело ещё один вариант — переводить социальные выплаты за оплату проезда каждому льготнику на карту «МИР».
«Если бы они использовали карту «МИР», которая предполагает расчёты без посредников, без дополнительного оператора, а непосредственно с жителями города, проценты вообще можно было бы не платить. Бюджет края мог бы на этом существенно сэкономить средства», — добавила Елена Шадуя.
«Есть карта "МИР". Если брать 161-й федеральный закон, по идее, все социальные выплаты должны идти именно на эту карту. Мне на самом деле не очень понятно, зачем у нас такой сложный момент с этими социальными тратами. Может быть, всё-таки было проще эти социальные выплаты переводить на эту карту "МИР"» — высказался депутат городской думы Сергей Бочкарёв.
Перевозчики, власти и общественники сходятся в главном — нужно, чтобы это было удобно всем: один терминал в общественном транспорте, который принимает и транспортные, и социальные, и банковские карты. И который ещё, как онлайн-касса, отправляет данные в налоговую. Валидаторы, которые сегодня установлены во всех городских автобусах, троллейбусах и трамваях могут это обеспечить. Нужно только провести интеграцию с краевым оператором. Но пока диалог с ним наладить не удалось.
Лимит по социальной транспортной карте для региональных льготников составляет 1000 рублей в месяц и остаток не переносится на следующий расчетный период. А вот у федеральных льготников лимит 300 рублей, но остаток может переноситься на следующие месяцы в течение года. Но «живых» денег ни в том, ни в другом случае на социальной транспортной карте нет. А значит, потратить средства, выделенные на проезд, можно только по прямому назначению.