«Амурсталь» сегодня: многомиллиардные долги, стоящие цеха и людские надежды
На заводе «Амурсталь» состоялось собрание акционеров. На нём обсудили назначение нового гендиректора и план вывода завода на нормальные мощности и экономику. Примечательно, что за день до этого по собственному желанию уволились трое топ-менеджеров — первый замдиректора, заместитель по безопасности и заместитель по финансам (ключевые с точки зрения управления предприятием позиции). Каждый из них по увольнении получил «золотые парашюты» — в сумме это 5,6 миллиона рублей.
Новый гендиректор получил завод в удручающем состоянии: сырья нет, работы практически никакие не ведутся, рабочие переведены на 2/3 зарплаты, сам завод имеет многомиллиардные долги перед поставщиками газа и электроэнергии, а ещё 2 миллиарда рублей должен коммерческим банкам. По какой схеме образовались эти финансовые проблемы при прежнем руководстве, как нынешнее, несмотря на трудности, нашло деньги на выдачу зарплат и когда предприятие заработает в полную силу — об этом наш «Большой репортаж».
Сейчас некогда процветающий завод «Амурсталь» выглядит запустевшим. Работы не ведутся: больше недели назад закончилось сырьё. Коллектив цеха получает неполную зарплату — две третьих от обычной. Дежурный персонал задействован только на частичной уборке и на сохранности оборудования: его нужно прогонять, чтобы оно не утратило работоспособность.
«Чтобы хоть как-то экономить финансы, мы работали по ночам – дешевле электроэнергия. 19 числа остановились окончательно. Металлолом кончился, электричество отключили за долги, газ тоже», — рассказал начальник электроплавильного цеха Иван Зайцев.
Отсутствие сырья и, как следствие, невозможность выпускать продукцию — далеко не единственная проблема «Амурстали». У завода накопились долги перед поставщиками газа и электроэнергии — порядка 100 миллионов рублей, перед налоговой — около 300 миллионов. Но самая большая проблема — это 2 миллиарда рублей, которые под поручительство завода взяли в банках поставщики лома. При этом в некоторых из этих компаний учредителями числились бывшие владельцы самого завода.
«Мы от них деньги получили, в виде лома, переработали, изготовили продукцию, покупатели корейские купили, рассчитались, а он деньги в банк так и не вернул. То же самое с компанией «Строитель» — я знаю, что у них долг перед МСП 377 миллиона — по такой же точно схеме. И мы сейчас с банком вели переговоры о структуризации этого долга. То есть нам придётся эти долги перенимать скорее всего на себя», — поделился председатель совета директоров группы компании «Торэкс» Павел Бальский.
Как вывести предприятие из финансового кризиса, обсудили на собрании акционеров 27 февраля. За день до этого заявления по собственному желанию оставили трое топ-менеджеров компании: первый заместитель директора, заместитель по безопасности и заместитель по финансам. По договорам им выплатили «золотые парашюты» — в общей больше чем, на 5,5 миллиона рублей.
«Для меня это немножко странный подход. Одно дело, когда работника неожиданно для него увольняют и он имеет право, так как для него ситуация неожиданная. Другое дело, когда работник самостоятельно принимает решение уйти. Более того, в той формулировке которая записана в трудовом договоре в нынешнем формате — работник может просто банально прийти на работу пьяным, его за это уволят. Но в связи с тем, что по любым причинам при увольнении выплачивается 8 окладов, по логике вещей завод был бы обязан выплатить 8 окладов и в такой ситуации», — рассказал генеральный директор ООО УК «Амурсталь» Григорий Фрейдин.
Григорий Фрейдин сменил на посту бывшего гендиректора Сергея Кузнецова, при котором завод дошёл до нынешнего состояния. При этом он продолжит работать на предприятии, но уже в новой должности. Из троих топ-менеджеров, которые покинули руководство «Амурстали», один присутствовал на собрании 27 февраля — представлял интересы владелицы 25 % акций завода Ларисы Стародубовой.
«Что самое смешное — что господин Козлов, который ещё три дня назад был замгендиректора завода, присутствовал на собрании как представитель госпожи Стародубовой, её поручителем на этом собрании. Наверное, это всё-таки ещё раз подтверждает мои высказывания о том, что менеджмент был полностью подконтролен госпоже Стародубовой и господину Фургалу», — отметил Павел Бальский.
Первоочерёдная задача, которая стоит перед новым руководством «Амурстали» — обеспечить завод сырьём, чтобы он вновь заработал.
«Дайте железо — будем работать. Люди устали сидеть, просто сидеть», — признался сталевар завода Максим Волков.
«В основном февраль не работаем. Надеемся, ждём металлолом. Должны поработать, должны, и мы надеемся. Завод на Дальнем Востоке один, и мы надеемся, что мы будем работать», — высказалась машинист крана СПЦ-2 Лидия Грисяк.
Почему очень важно, чтобы «Амурсталь» жила и работала на полную мощность – помимо того, что это, безусловно, большое количество рабочих мест? Потому что на территории Дальнего Востока это единственное крупное предприятие, способное перерабатывать большие объёмы металлолома, а значит, получать крупные заказы и привлекать в регион большие деньги для его развития. Учитывая планы по строительству моста с территории Хабаровского края на Сахалин, учитывая судостроительный завод «Звезда» в соседнем Приморском крае, для которого тоже «Амурсталь» может быть полезна, завод имеет все шансы на новые крупные заказы — а для этого важно, чтобы предприятие работало.